Типология собственников бизнеса

В качестве заглавной иллюстрации использована работа художника Михайло Демцю из серии "Джаз, вечір у Парижі". Благодарим автора за такую возможность.

Оказывается, я уже девять лет занимаюсь образовательными проектами для бизнеса. Видела и работала с большим количеством компаний, типами корпоративных культур, управленцами разных стилей, наблюдала за логикой создания экономических результатов высокой и низкой эффективности. Так родилась типология.

Типология собственников, объединяющая два критерия – готовность много трудиться в своем же бизнесе и готовность делиться ресурсом своей компании с сотрудниками (деньгами, властью, ответственностью).

Вот что получилось:

СОБСТВЕННИКИ – ВЕЛИКИЕ СКУЛЬПТОРЫ

Много трудятся и щедрые.

Такие собственники и любят, и умеют работать, и, собственно, самоотверженно трудятся. Они ходят на работу каждый день: быть в мастерской для Великого Скульптора – естественная потребность, а не тяжелая ноша или долг.

Освобождать Давидов из кусков мрамора, украшать своды капелл, проектировать Соборы Святого Петра – это то, без чего они не представляют своей жизни. Он кажутся не современными и не трендовыми – не задаются вопросом «Как выйти из управления бизнесом?»

«Зачем куда-то выходить, – говорят они, – если это самая большая страсть в моей жизни. Это и есть я. Как можно уйти от себя?».

И не поспоришь:)

Сотрудников воспринимают равными себе; уважают, доверяют сложные задачи; растят, учат. Для них сотрудник – это тот, с которым он действительно трудятся рядом, совместно. Со-труд!… Вырастить плеяду новых Мастеров – еще одна задача, которую Скульпторы ставят самим себе. Команда лояльная с энтузиазмом к делу. Нет суеты – все спокойны, сконцентрированы и с головой погружены в свою ответственность. Уровень текучки кадров в таких компаниях очень низкий. В основном расставаться приходится из-за того, что сотрудник действительно не успевает за общим ритмом. Практически всегда бывшие сотрудники остаются друзьями компании.

Зарплаты в таких компаниях вне рынка. Тут работает принцип «Я имею столько сколько я умею». Сотрудник, который зарабатывает достойно – повод для гордости Скульптора. В таких компаниях есть деньги – всем интересно дело. Есть скорость – собственник всегда понимает и управляет текущей динамикой, своевременно и точно влияя на ход событий. И есть радость!

СОБСТВЕННИКИ – КАПИТАНЫ ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

Щедрые, но работают немного.

Такие собственники физически мало присутствуют в бизнесе – их всегда нет. В моменты, когда они появляются, решают вопросы быстро, хватко, с первого раза. Продукт и дело в целом любят и знают. Могут самостоятельно реализовать полный цикл денег. Но только когда не в плаванье.

Куда и зачем плавают?

Каждый рейс начинается по-деловому – идут открывать новые земли. Но по дороге заплывают на острова... Впадают в праздность и теряют понимание того, как реально обстоят дела в бизнесе. Так часто нарушается баланс «Воля – Удовольствие». Так создают проблемы: все выходит из-под контроля, уменьшается скорость движения предприятия и команды; часто теряется и сам вектор движения. Отсюда потеря мотивации сотрудников, особенно толковых.

Персонал растят, уважают и ценят. Каждый моряк знает, что в его отсутствие на материке трудятся, защищают и поддерживают дело – честно и с самоотдачей. Команда действительно лояльна – всегда есть кому зажечь свет на маяке, чтобы моряк попал домой – его ждут! Моряки щедрые: платят много (рынок зарплат им не указ), доверяют тоже много (иногда даже раньше времени). Часто, со временем, сотрудники становятся совладельцами, получают долю в бизнесе. Моряки щедрые!

СОБСТВЕННИКИ – СТАРУХИ ИЗ СКАЗКИ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ

И сами не работают, и делиться ресурсом с командой не готовы

У них всегда все не так и все не такие:

  • Будем учить персонал – уйдут и создадут свое. Не будем –не получим роста результатов.
  • Повысим – вдруг не потянет. Не повысим – будет думать, что в компании нет развития.
  • Будем требовать дисциплину – обидятся, не будем – потеряем контроль.
  • Будем набирать новый персонал - вырастут затраты, не будем – нынешние сотрудники не потянут объем работы...

Такие собственники и сами не вовлечены в свое же дело (не любят, не посвящают необходимое количество времени, посредственно понимают и делают), и с сотрудниками не делятся ресурсами. Заработные платы – ниже среднего, а планы и планки завышены. В таких компаниях всегда есть кризис лидерства. Сильные ребята уходят, разочаровавшись, а слабые – остаются и... делают дела соответственно. Замкнутый круг.

Собственник всегда находится в поиске золотой рыбки – спасителя, учителя, но на самом деле ищут того, кто все сделает за них. Бесплатно… Серьезных и устойчивых экономических результатов в таких компаниях нет и быть не может. Большие люди (сотрудники и партнеры) и большие деньги (клиенты) не терпят малодушия.

СОБСТВЕННИКИ – ГЕРОИ-СУПЕРМЕНЫ!

Сами сгорают на работе, делиться при этом не готовы.

Герои любят и умеют работать, невероятно гордятся своим трудолюбием – настоящим, а не лозунговым; своей способностью работать 24/7 и быть одновременно в нескольких местах; бонусными милями, которые налетали за период; количеством решенных задач и выпитых чашек кофе.

Сотрудники в таких компаниях растут очень медленно или вообще не растут – тут просто нет места для других. Герой на то и герой, что один-единственный:) Сотрудники чувствуют себя неудавшимися копиями Героя, всегда вторыми, теми, кто не смог принести подснежники в январе, посадить сорок розовых кустов и отделить рис от чечевицы за час, победить Таноса. А он вот смог!!!! Такая команда часто искренне восхищается своим руководителем. Становятся его преданными, но не эффективными в работе фанатами.

В таких компаниях много геройства и мало лидерства. Из-за этого зарплаты четко в рамках рынка. Больше и платить не за что – выдающихся результатов никто не дает. Если все же кто-то из команды осмелится претендовать на лидерство, то он тут же будет вызван на дуэль, где его повергнут на глазах изумленной толпы:). На самом деле, сотрудников Герой-Супермен любит, но снисходительно – как родители детей. Обеспечивает базовый уровень гигиенических факторов в компании, но не больше.

Здесь также нарушен баланс «Воля – Удовольствие», но уже в сторону воли. Радоваться и веселиться просто некогда. Отдых – это удел слабаков. На рынке такие компании заметны своими результатами – они значительные. Но вот радости нет.

Я вот себя узнаю среди этой четверки. А Вы себя?:) Логотипы компаний-праобразов не добавляю из этических соображений и от большой любви и уважения к ним же!:) Обнимемся, посмеемся и … погрустим при встрече:)

Читайте также

Ближайшие проекты